Main page Атмосферная оптическая линия передачи данных (АОЛП) Атмосферный канал связи Системы оптической связи Атмосферная связь
Беспроводный канал связи (БОКС) Беспроводные оптические системы связи Атмосферная оптическая линия связи  (АОЛС)
Free Space Optics (FSO) Оптические системы передачи лазерная связь беспроводная связь
  атмосферная связь тестер Ethernet LAN Инфракрасная оптическая связь АОЛС FSO  


С.Е.Широбакин, директор центра стратегии и маркетинга ООО "Мостком

"МОСТ" - по следам поставок
("Технологии и средства связи" #4/2004)

   Государственный Рязанский приборный завод выпускает атмосферные оптические линии связи (АОЛС) серии "МОСТ" более трех лет. За это время АОЛС были существенно модернизированы в первую очередь для того, чтобы повысить эксплуатационную надежность и упростить обслуживание.



Точка доступа к корпоративной сети

  Накопленный опыт позволяет утверждать, что атмосферные оптические линии связи стали постепенно переходить в разряд рядовых инструментов обеспечения связи. С самого начала разработчик систем "МОСТ" - ООО "Мостком" - поставил перед собой задачу добиться надежной связи с помощью лазерного луча на расстояние до 1000 м в любых климатических условиях на территории России (с учетом опыта и потребностей отечественных операторов). И сегодня можно с уверенностью говорить о том, что атмосферные оптические линии связи постепенно переходят в разряд самых обычных инструментов обеспечения связи.



Узел доступа наложенной сети

   В процессе модернизации неизменной оставалась оптическая схема изделия - параллельное сложение оптической мощности на площадке фотоприемника от разнесенных в пространстве объективов, установленных в жестком, литом корпусе. При этом длиннофокусная рефракционная оптика совмещается с набором селективных зеркал. Такая схема отлично зарекомендовала себя как по уровню стабильности оптических параметров, так и по уровню подавления фонового излучения.

  Модернизация АОЛС серии "МОСТ"

  Развитие систем "МОСТ" шло по четырем направлениям:

  • повышение потенциала излучения в зоне приема;
  • упрощение требований к конструкции крепления изделия на зданиях и сооружениях;
  • повышение защищенности оптики от воздействия самых неблагоприятных погодных условий;
  • расширение информационного обеспечения операторов связи о состоянии системы.

   В основе первых двух направлений лежит общее техническое решение-сжатие диаграмм направленности лазерных передатчиков и включение системы автонаведения (или автотрекинга). По сравнению с традиционными решениями сужение луча до размеров 0,5 м на расстоянии 1 км повышает плотность мощности в десятки раз. Но данная схема не может функционировать без системы автоматического наведения. В то же время наличие автотрекинга упрощает способы крепления оборудования. Так, в рамках эксперимента два изделия "МОСТ" у одного из потребителей были установлены на фанерных ящиках и обеспечивали связь на расстоянии 7 км.
   Работы по третьему направлению - повышение защищенности оптики от воздействия неблагоприятных погодных условий (в том числе защита от пыли и песка - завершились созданием пассивного аэродинамического кожуха, и теперь внешний вид системы "МОСТ" заметно отличается от других аналогичных изделий. Конструкция кожуха имела ряд доработок с учетом как эксплуатационных данных, так и экспериментов по аэродинамическому моделированию. В настоящее время в конструкцию добавлены электрические подогреватели экранов, которые предотвращают налипание мокрого снега на экран. Новый кожух обеспечивает непрерывное движение воздушных потоков вблизи оптических поверхностей, которые создают надежную защиту оптики от механического повреждения частицами из окружающей среды.
После расширения сервисных возможностей АОЛС "МОСТ" стало возможным контролировать состояние системы не только по электрическим, но и по оптическим параметрам. Введение датчика оси диаграммы направленности позволило определять отклонение оси прибора от нужного направления (при отсутствии системы автоматического наведения) и вовремя принимать оперативные меры по устранению разъюстировки АОЛС. Внутренний служебный канал позволяет контролировать удаленный блок. Благодаря функции IP-мониторинга можно следить за работой всей системы через Интернет из центра управления.

  Пробемы и трудности

   Многолетний опыт разработки и эксплуатации АОЛС показал, что существуют нерешенные проблемы и со временем появляются новые субъективные вопросы, на которые мы стараемся найти ответ.

  Вандализм и воровство

   Только за прошлый год в Москве два изделия, установленные потребителем, были украдены. В Муроме (Владимирская обл.) система была исковеркана, выбита оптика, выломана электроника.
   Конечно , против такого варварства оборудование не защищено. Поэтому каждому оператору приходится самостоятельно решать вопросы защиты аппаратов от варварства и вандализма

  Метеоусловия

   Это атмосферное явление каждый год выводит из строя несколько изделий. Москва, Нижний Новгород, Ярославль, Ханты-Мансийский автономный округ - вот далеко не полный перечень тех мест, где были зафиксированы отказы в работе оборудования. Чаще всего это происходило из-за невыполнения потребителями элементарных правил по защите системы от грозы. Прямой удар молнии аппаратура не выдерживает, однако грамотно сделанное заземление, использование металлорукавов, а также дополнительные молниеотводы значительно уменьшают вероятность отказа.
   Например, в Москве у крупного оператора связи за более чем трех летнюю эксплуатацию 18 систем "МОСТ", не было ни одного отказа оборудования из-за грозы. Но бывает и наоборот - по причине несоблюдения инструкций и рекомендаций по установке и эксплуатации
.
  Ошибки и электромагнитное окружение

   В течение нескольких лет мы не могли понять, от чего зависит уровень ошибок в канале связи Е1: от времени суток, погоды, места установки (хотя это и противоречило теоретическим представлениям)? Выдвигались различные гипотезы: в Коломне в качестве причины называли птиц; в Йошкар-Оле - раскачивание и резонанс телевышки; в Ростове и Рязани - появление поглощающей ИК-излучение полосы в смоге от производственной деятельности. Появлявшиеся ошибки в канале могли быть и 10-6 и 10-11 BER.    Оборудование неоднократно возвращалось для исследования, в результате причина была все-таки найдена.
   Согласно техническим условиям на АОЛС "МОСТ" изделие обеспечивает ошибки в передаче данных на уровне 10-10 BER при электрическом сигнале на входе в соответствии с протоколом G.703. Но между аппаратурой связи и системой "МОСТ" прокладывается кабель. Именно этот кабель является тем местом, где возникают ошибки, которые затем передаются по всему каналу: медный кабель "собирает" весь спектр электромагнитного излучения соседних антенн, кабельного телевидения, искрящих контакторов лифтовых шахт и пр. Во многих случаях заказчики в качестве кабеля длиной до 100 м на поток Е1 (2048 Мбит/с) использовали абсолютно не подходящую для этого проводку. В данной ситуации положительным примером может служить зарубежный опыт: для подключения АОЛС многие западные фирмы используют оптоволокно - идеальное, хотя и дорогое решение. И не столько из-за того, что общая стоимость системы будет примерно на 1000 долларов выше, сколько из-за дополнительных затрат (финансовых и временных) на прокладку оптоволоконного кабеля на крышу, его оконцовку и т.п..

  Рекомендации

   Мы настоятельно рекомендуем всем операторам уделять большее внимание кабельной части: всегда прокладывать связные кабели в металлорукаве, устанавливать на них вблизи обоих концов 1-3 ферритовых кольца в виде clamp filters типа ZCAT2035-0930. Проведенные испытания показали, что за 6 часов работы с этими фильтрами не было зафиксировано ни одной ошибки (<10-10 BER), а без них надежность канала была на уровне 10-7 BER.

  В заключение отметим, что дальнейшее улучшение и развитие АОЛС серии "МОСТ" будет направлено на повышение его надежности в самых неблагоприятных метеорологических и климаческих условиях России при минимальных требованиях к профессиональной подготовке операторов в области оптической связи.

 

Рейтинг@Mail.ru